Руслан Садреев: простых сделок с недвижимостью не бывает

17.03.2014

281-1.jpgВ конце 2013 г. ООО «Юридическое агентство «Премьер» стало победителем конкурса «Народная риэлторская компания». По словам главы «самого народного агентства недвижимости» Руслана Садреева, тысячи голосов, отданных онлайн за его компанию - это результат не просто хорошей в профессиональном плане работы. Это еще и чисто человеческое отношение к каждому клиенту.

Он начинал свой бизнес более 10 лет назад, когда, по его же словам, в стране «даже об ипотеке не слышали». Сегодня Руслан Садреев – глава успешного агентства недвижимости и президент Гильдии риэлторов Республики Татарстан.

Как удается совмещать оба руководящих поста, что стимулирует удачу в бизнесе и поддерживает активный интерес к жизни – об этом Руслан Раитович рассказал в своем интервью журналу «Казанская недвижимость».

«Главное - правильно провести сделку и все просчитать»


- Что повлияло на Ваш выбор пути в бизнесе? Почему – именно недвижимость?

- После службы в армии я поступил учиться на юридический факультет и в то же время работал в одной из госструктур. В начале 2003 года это ведомство упразднили, и так совпало, что в это время мой другуже несколько лет успешно занимался риэлторской деятельностью. Он рассказывал мне о деталях своей работы и весьма заинтересовал ею. В процессе реорганизации структуры, в которой я работал, попробовал себя в новом деле - недвижимости. Получилось. Заработал свое первое вознаграждение. И понял, что это – моё. Ведь риэлторский бизнес – это постоянное общение и развитие, а также, что немаловажно - помощь людям в сложных жизненных ситуациях. Словом, по духу мне это очень близко. Я решил остаться в этой профессии, и два года проработал в качестве риэлтора в одном из казанских агентств.

В 2005 году я принял для себя решение – организовать свою компанию,и не только самому заниматься недвижимостью, но и поделиться знаниями с другими. А мое юридическое образование стало для этого хорошей основой. Я всегда говорю: риэлторский бизнес – это юридические услуги в сфере недвижимости, поэтому свою компанию «Премьер» я изначально позиционирую как юридическое агентство, а не просто агентство недвижимости. И стратегию строил именно исходя из этого. Да, мы продаем недвижимость, но без правильного юридического оформления продажа – это ничто.

- На данный момент риэлторский бизнес в нашей стране находится в стадии становления. Учат ли в России на риэлтора? Есть ли специальное образование, если да - где его можно получить?

- Сегодня навыки работы с недвижимостью и профессию риэлтора можно получить на базе профессиональных объединений, в том числе – и на базе Гильдии риэлторов РТ, руководителем которой я являюсь уже четвертый год. Кроме того, ряд вузов имеют программы по обучению риэлторов, в том числе и по повышению квалификации.

Как правило, отдельных требований по наличию специального образования агентства недвижимости к претендентам на должность не предъявляют. Но в своей компании я отдаю предпочтение людям с юридическим и экономическим образованием.

- Эта профессия ориентирована на математический склад ума? У гуманитариев, скажем, в ней что-то может получиться?

- На самом деле, работа с недвижимостью подходит для разного типа мышления. И каждый руководитель сам решает, какими людьми себя окружить, как сформировать команду. Например, я знаю, что среди риэлторов есть много преподавателей или бывших военных. И все-таки продажа недвижимости – это в первую очередь юридически правильно оформленные документы и правильные расчеты. Это работа с деньгами. Поэтому одно дело – хорошо говорить и уметь убеждать, но главное, на мой взгляд, все же - правильно провести сделку и правильно все просчитать, чтобы все остались при своих деньгах, и никто не понес ущерба.

«Это то же самое, что обои самому клеить»


- Как, по Вашим наблюдениям, изменился казанский - да и вообще – рынок недвижимости за последнее десятилетие?

- Я начинал работу в 2003 году – во время так называемого «дикого» рынка недвижимости, когда даже об ипотеке никто толком не слышал. Это было самое подножие «горы Эверест», и вот уже больше 10 лет мы, предприниматели, идем в эту гору – и застройщики, и агентства недвижимости, все игроки рынка в одной связке. Но первый пик мы уже прошли, и дальше будет уже более пологий путь.

И все-таки я говорю спасибо судьбе, за то, что у меня появилась возможность начать этот бизнес именно в то время: начинать позднее, наверное, было бы уже сложнее. Когда мы начинали работать, в 2003-2004 годах на рынке недвижимости был полный хаос – это я уже сейчас понимаю, с нынешнего уровня восприятия. И риэлтор учился вместе со становлением рынка.

Тогда достаточно было иметь небольшую практику по заключению сделок и много знакомых (в БТИ, в Регпалате и т. д.) На сегодняшний день облик риэлтора изменился. Как и детали самой работы. Поэтому люди, которые давно работают в сфере недвижимости, имеют шанс удержаться на плаву, только если они сумели подстроиться под нынешние условия работы. Набор профессиональных навыков специалиста по недвижимости расширился. Это уже не просто наличие риэлторской практики, но и знание законодательства: нужно постоянно быть, что называется, «на волне». Сегодня уже недостаточно просто «иметь связи» и уметь «хорошо говорить» - уровень специалиста далеко ушел от того обывательского портрета. Темп работы изменился: и сроки по подготовке сделки сократились, и процедуры регистрации намного проще, и очередей практически нигде нет. Клиента можно привлечь только одним – знаниями.

- Руслан Раитович, как Вы считаете: почему наши граждане (в отличие от практики западных стран) по-прежнему обращаются к специалисту по недвижимости только в случае крайней необходимости, предпочитая решать эти вопросы самостоятельно? Там, на Западе, и в голову никому не придет браться за такое ответственное дело, как покупка-продажа недвижимости, без помощи риэлтора…

- Начнем с того, что риэлторская деятельность в законодательстве России отдельно не выделена, в отличие даже от стран СНГ (в той же Белоруссии, например, есть закон о риэлторской деятельности). У нас в стране не выделяют риэлтора – как оценщика, нотариуса или адвоката - в отдельную профессию и отдельный закон. От этого хуже не только специалистам в сфере недвижимости, но и гражданам. Да и самому государству, думаю, не очень хорошо.

В России законодатель позиционирует эту деятельность следующим образом: услуги в сфере недвижимости подпадают под обычное агентирование, т. е. просто представительство по доверенности. Перспективы достаточно туманные, поэтому будем работать в том правовом поле, которое существует – в качестве доверенного лица, агента. Обязывать граждан обращаться к риэлтору мы не можем, пугать людей провалом сделки и разорением, я считаю, тоже неправильно. Но могу привести пример: это то же самое, что обои самому клеить. Можно вечером наклеить, а утром все отвалится. Поэтому люди, которые берегут свое время и нервы, целенаправленно идут к специалисту. Практика показывает, что простых сделок с недвижимостью не бывает.

- За то время, что Вы работаете в этом бизнесе, как изменился потребитель услуг?

- Меняется страна меняются и люди, их отношение к недвижимости. Сейчас покупатель стал более разборчив. Продавец, в свою очередь, не стесняется выставлять высокую цену, а ведь еще 5-7 лет назад его притязания были куда более скромными, цены – более реалистичными. И вот эта конфронтация между продавцом и покупателем порой доходит до абсурда. Грамотный риэлтор, конечно, должен разъяснить реалии обеим сторонам, но даже опытному специалисту сделать это порой непросто. Что лишний раз доказывает: риэлтор должен соединять в себе множество профессий и навыков, уметь аргументировано убеждать, находить грамотный подход к клиенту и, конечно, иметь крепкие нервы.

Прямой доступ к любой информации, который стал возможным за последнее десятилетие, создает у человека иллюзию, что он и сам все знает. Поэтому потенциальные клиенты частенько идут напролом, пытаясь решить свои вопросы с недвижимостью самостоятельно. Принимают какие-то решения, подписывают какие-то документы, и это приводит к печальным последствиям. С которыми они, в конце концов, все равно приходят к нам, риэлторам, за помощью.

«Я – единственный человек в стране, который может этим похвастаться»


- Руслан Раитович, возвращаясь к Вашему личному опыту и ступеням карьеры: Вы ведь не только «Премьер», но еще и президент…

- Да, как я иногда шучу: я единственный человек в стране, который совмещает эти должности! Есть, правда, еще двое – но они по очереди…

А если серьезно, компания «Премьер» состоит в Гильдии риэлторов РТ с 2006 г. С партнерами, другими агентствами, работаем достаточно долго и плотно – и официально, и в неофициальной обстановке общаемся. После объединения в 2009 г. трех существующих в нашем городе гильдий образовалась единая - Гильдия риэлторов Республики Татарстан. Ее президентом стал Вячеслав Александрович Егоров, директор «Авангард-риэлт». Через год, в 2010, встал вопрос о смене руководства, и при общении с директорами агентств мне вскользь намекнули: а может, тебе попробовать? Честно говоря, я об этом никогда серьезно не задумывался… Но оценил свои силы и принял решение выдвинуть свою кандидатуру на общем собрании Гильдии. Конечно же, понимал, что надо будет отдать этому делу много сил и времени.

Тогда, в 2010 г., я даже не думал, что буду занимать эту должность не год и не два. И целей таких себе не ставил. Но получилось так, что на сегодняшний день меня уже в четвертый раз переизбрали президентом Гильдии риэлторов РТ. Да, это, конечно, усложняет мою жизнь.Но с годами я уже выработал некий алгоритм, и моя семья подстроилась, и мой коллектив. И я рад, что это событие произошло в моей жизни, потому что для меня это колоссальный опыт. Для моей компании тоже большой плюс, потому что мы перед своими клиентами и партнерами в очередной раз не ударили в грязь лицом и еще раз подтвердили, что «Премьер» работает на высоком уровне.

Руслан и его команда


- Руслан Раитович, раз мы заговорили о тех, кто работает с Вами рядом – поделитесь секретом, по какому принципу Вы подбираете специалистов в свою компанию?

- Изначально, при создании фирмы, для себя я определил: это будет не большая компания. Для меня в бизнесе важно не количество, а качество. В принципе, как и в жизни вообще. Поэтому я не ставлю цели увеличивать количество агентов, отделов. Этот путь в бизнесе тоже хорош, но для себя я избрал другой.

У нас в компании работает 10 человек. Это достаточно сплоченный коллектив, у нас нет ротации кадров. По крайней мере, в последние 4-5 лет от нас никто не ушел. Новые люди тоже приходят. Но тут хочу сделать ремарку… (улыбается – прим. ред.) Я при наборе сотрудников отдаю предпочтение мужскому полу. Для меня как для человека, прошедшего военную службу и работавшего в правоохранительных органах, комфортнее работать в мужском коллективе. И моим сотрудникам, как я заметил, тоже. Тем не менее, представительницы прекрасного пола у нас в коллективе тоже есть – и тем уважительнее мы к нашим женщинам относимся.


- При такой загруженности (собственный бизнес, президентство в Гильдии) – остается ли время на себя? Чем увлекаетесь в свободное время, если такое все же возникает?

- Когда у меня появляется свободное время – посвящаю его в первую очередь своей семье. У меня сын и дочь, жена, родители, дом. После работы всегда к ним тороплюсь, потому что и дома много дел, и внимание всем уделить надо. Занимаюсь спортом, посещаю фитнес-клуб, каждую неделю играем с друзьями и коллегами в волейбол. В Гильдии организовали спортивную работу, потому что это очень важный вопрос - здоровье прежде всего! Года полтора назад даже турнир по бильярду среди риэлторов проводили.

За годы работы я уже привык к достаточно плотному графику. И спасибо моим сотрудникам, которые тоже очень плотно работают и помогают не выбиться из этого ритма жизни. К слову, именно поэтому я и не собрал изначально слишком большой коллектив: считаю, что каждый человек, который работает в команде, должен иметь возможность хорошо заработать. Риэлторский бизнес – работа сдельная, соответственно, чем больше объектов недвижимости у работника, тем больший материальный результат он получит. Стараюсь организовывать работу так, чтобы сотрудники были загружены по максимуму: мы стараемся не отказывать ни одному клиенту, т.к. работаем по рекомендациям и держим свою марку. Так что приехать домой и в 9, и в 10 вечера, а а следующий день выехать из дома в 7 утра – обычное дело для сотрудника агентства недвижимости.

- Скажите, а Вы хотели б ы, чтобы Ваши дети продолжили Ваше дело?

- Я пока над этим не задумывался… Но если к тому моменту, когда мои детишки подрастут, эта сфера бизнеса будет процветать – почему бы и нет? Я, со своей стороны, всегда поддержу и научу. Да и вообще, я считаю: человек, который занимался профессионально риэлторской деятельностью и не утратил при этом жизненных ориентиров - не «замылил глаз», не испортил себя деньгами и не изменил свое отношение к людям… Словом, если человек прошел такую школу – после этого ему никакие дела, никакие обстоятельства в принципе не страшны.

Алена Мартынец, Kazned.ru


Возврат к списку